Товарный знак - это комбинация букв или графических изображений и других возможных средств визуализации, сделанные определенным цветом или в продуманной стилистической концепции. Его используют, чтобы выделить услугу или товар одной компании или физического лица, для придания индивидуальности и для повышения узнаваемости, выделения среди конкурентов и охранения от контрафакта, согласно статьи 1477 ГК РФ.
Для обеспечения защиты товарного знака, необходимо пройти процедуру регистрации в Роспатенте, на основании 1484 ГК РФ.
Правообладатель может эксплуатировать товарный знак по своему усмотрению, может заключать с третьими лицами лицензионный договор и передать ограниченные права на его применение, статья 1233 ГК РФ. Получатель при этом не получает весь объем прав владельца знака. Заключение такого вида сделки не означает, что владелец утрачивает права.
Определение понятий Чаще всего товарный знак предполагает то же значение, что и бренд или марка. Товарный знак – понятие, которое применяется официально и в различной юридической документации. Обычно его употребляют юристы, руководство или бухгалтера. Товарные знаки маркируются знаком ®, необходимым для охраны знака по закону. Без регистрации в Роспатенте нанесения такого товарного знака не возможно. При нанесении этого знака без регистрации преследуется по закону согласно статьи 180 УК РФ ч.2. К тому же товарный знак, это нематериальный актив компании который ставится на баланс. Этим повышается ликвидность бизнеса, а это привлекает инвесторов.
Торговая марка – неофициально также может считаться знаком. Товарная марка маркируется знаком ™. В России этот символ, законом никак не регулируется и не предоставляет защищенности. Знак задействуют для маркировки продукта без регистрации в Роспатенте
Бренд – это более обширное понятие, используемое в основном маркетологами. Понятие включает в себя комплект активов нематериального значения, торговые знаки, деловую репутацию, ментальную оболочку продукта и тому подобное. Обозначается для позиционирования на рынке.
Методы защиты прав на товарные знаки После получения свидетельства о регистрации на товарный знак, правообладателю предоставляется в полном объеме комплекс мер для защиты объекта индивидуализации. Перечень мер в соответствии со статьей 1252 ГК РФ:
- при возникновении спорной ситуации с участием третьих лиц, не признающими и отрицающими право – заявление о признании подтвержденного права;
- направление требований по поводу приостановления нарушений указанного права;
- судебная защита предполагает отправку судебного решения о выплатах компенсаций или убытков с лиц, незаконно применяющих знак в своих целях;
- принудительное изъятие носителей, на которых нанесены товарные знаки;
- направление требования о публикации судебного решения с указанием подтвержденного правообладателя средствах массовой информации. Для восстановления деловой репутации.
Для инициирования дела по защите объекта инициализации арбитражный суд. В случае когда разбирательство хотят начать обе стороны, можно обращаться в третейский суд. Для обращения в орган достаточно составить заявление. Этот вариант относится к гражданскому.
Административные методы продолжительны в реализации по времени. К тому же к заявлению нужно будет приложить документы подтверждающие факт нарушения и подтвердить право на товарный знак.
Действенным и эффективным считается защита в суде прав на товарные знаки. В ходе которой, возможно не только остановка противоправного применения объекта интеллектуальной собственности. Предусмотрена возможность взыскания за понесенные убытки или получить компенсационные выплаты за использование чужого товарного знака. Ответственность наступает согласно статьи 1515 ГК РФ, за противоправное использование знака. Под понятием противоправного использования понимается:
- эксплуатация на незаконных основаниях товарного знака на товарах, этикетках, упаковках без согласия правообладателя;
- материальные носители, на которых присутствуют чужие товарные знаки. Данные продукты признаются контрафактными и изымаются из гражданского оборота;
- защита товарного знака подлежит в пределах только той территории, на которой он проходил регистрацию. Правовая защита за пределами, не указанной в свидетельстве о регистрации, не наступает;
- защита товарного знака и исключительных прав осуществляются только в отношении товаров и услуг, которые были указаны в заявке о регистрации.
При обращении в судебные инстанции по защите прав на объекты индивидуализации, разбирательства могут проводиться по нескольким вариантам:
- привлечение нарушителя к ответственности по уголовному или гражданскому кодексу РФ в судебном порядке;
- подаче заявления в арбитражный суд;
- подача жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу;
- рассмотрение спора в Палате по патентным спорам;
- направление жалобы в органы Федеральной таможенной службы, обращение в таможенную службу оправдано в тех случаях, если неправомерное использование товарного знака связано с импортом или экспортом продукта в РФ.
Право выбора варианта разбирательства остается за правообладателем. Уголовное преследование нарушителя производится по статье 180 УК РФ. Пункт 1 данной статьи определяет наказание за законное использование товарного знака:
- в виде штрафа от 100 000 до 300 000 рублей и исправительными работами до 24 месяцев;
- лишением свободы до двух лет с наложением штрафа 80 000 рублей.
При совершении преступления группой лиц или организованной группой, ответственность будет гораздо серьёзнее. Уголовная ответственность назначается в случае, когда доказан большой материальный ущерб, размер которого определяет статья 169 УК РФ и составляет 1 500 000 рублей. Также ответственность наступает в случае, когда компания или индивидуальный предприниматель которому принадлежит объект инициализации, потеряли своё влияние на рынок сбыта.