Товарный знак (его символы: в Российской Федерации – ®, за рубежом - ™ (торговая марка) ) необходим предприятию для индивидуализации услуг или товаров. Фирме нужно придумать айдентику, не похожую на уже известные торговые марки, в которую входят любые элементы брендинга:
- упаковка, принт, шрифт, фирменные цвета, хештеги;
- фирменный парфюм или модель корпоративного персонажа;
- слоган, джингл, домен, слово, звук или его комбинация (например мелодия Макдональдс);
- название компании, группы в соцсетях или фильма;
- логотип (изображение бренда, по которому без названия покупатели узнают вашу фирму; все знают, что означает яблоко с отсутствием части края).
Товарный знак бывает: изобразительный (или картинка или текст), комбинированный (сгруппированы два элемента: и иллюстрация и текст), световой, цветовой, вкусовой, голографический, осязательный (для лиц с ограничением по зрению с применением шрифта Брайля) и иные варианты.
Ограничения на регистрациюНельзя зарегистрировать:
1. Общепринятые символы, к примеру флаги государств.
2. Общеизвестные термины, например названия министерств.
3. Противоречащие моральным и гуманным принципам лозунги, изображения и др.
4. Ложные термины или слова, похожие на названия объектов культурного наследия.
Полный перечень запрещенной айдентики указан законодательстве.
Товарный знак регистрируется только ИП или компанией, общественной или благотворительной организацией. Физические лица (авторы) владеть товарным знаком не могут.
Сроки действия Владелец товарного знака имеет на него предусмотренные законом исключительные права в течение 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию.
Использование 1. Товарный знак – это узнаваемое «имя» компании.
2. Применяется также при развитии и регистрации франшизы, получения роялти.
3. Является интеллектуальной собственностью, товарную марку можно продать.
4. Раскрученный бренд дает признание покупателей, открывает доступ в высшие слои делового мира.
5. Источник платежей от нарушителей.
Если компания создает собственную айдентику, но не регистрирует ее, ее символикой может воспользоваться кто угодно, часто - другие фирмы. Включая «патентных троллей», ищущих незарегистрированные бренды с их оформлением на себя и последующим предъявлением требований об оплате за пользование символики к оригинальным создателям, например, логотипа. Потом в судах приходится юридически доказывать, что патентный тролль не имел целью регистрации индивидуализацию товара: а ведь не каждый юрист сможет найти достаточные доводы и выиграть дело.
С другой стороны, фирма может незаконно пользоваться брендингом, схожим с символами другой компании даже не подозревая об этом, чем нарушать чужие права и подвергнуться значительному штрафу. Практика судов содержит случаи взыскания 500 тыс. рублей и более за то, что товарный знак был похож на другой. При международных спорах называют штрафные суммы по несколько млн. руб..
Поэтому, чтобы избежать вышеуказанных проблем, лучше оформить свидетельство на товарный знак.
Как оформить товарный знак?A. Подать онлайн заявку через сеть «Интернет» на сайте Госуслуг, на котором нужно пройти подтвержденную регистрацию. Необходима электронная подпись, для которой нужно приобрести средства для обеспечения защищенной передачи данных.
B. Оформить доступ в систему Роспатента и самостоятельно произвести оформление.
C. Вышеуказанные варианты чреваты отказом, потому что немногие знают, как заполнить документы правильно. Очень часто компания подает заявку с указанием неправильного, лишнего \ пропущенного класса МКТУ (за рассмотрение которого нужно заплатить пошлину) и получает отказ. Также товарный знак не будет зарегистрирован при ошибках в регистрационных данных компании, при неуказании индекса и др.: документацию придется подавать еще раз с оплатой сборов. Эксперты Роспатента проверяют заявку формально и по существу в возможные сроки более года. Поэтому для предотвращения материальных и временных потерь рекомендуется оформлять товарный знак через патентного поверенного. Многим компаниям, подавшим на регистрацию самостоятельно, отказали в регистрационных мероприятиях с отметкой «сходство велико, знак не уникален, поэтому не зарегистрирован».
Патентная процедура • Компания по установленной законом инструкции составляет заявление для регистрации (допускается формат doc), указывает заявляемое обозначение и его описание, перечень регистрируемых товаров \ услуг. Поданное ходатайство нельзя изменить: Роспатентом не запрашивается уточняющая информация. Сделать правильный подбор МКТУ кодов может только опытный специалист.
• Потом оплачивается пошлина на счет уполномоченного ведомства: сами регистрационные действия стоят 3.5 тыс. руб. и по 1 тыс. руб. за каждый класс МКТУ, и еще 11.5 тыс. руб. плюс 2.5 тыс. руб. за каждый класс МКТУ берется за предоставление услуг экспертизы и выдачи заключения. При отказе в регистрации госпошлины не вернут. Поэтому патентный поверенный может сэкономить заявителю внушительную сумму денежных средств: вероятность, что заявку одобрят близка к 100%.
• Следующий шаг – подача. Передача документации выполняется разными способами: можно представить по электронной почте, лично, по почте, по факсу.
• Экспертиза заявки по существу проводится не сразу. Сначала документация регистрируется в течение 4 недель (формальный этап) и могут вынести постановление об отказе в регистрационных мероприятиях по основаниям статьи 1492 четвертой части ГК РФ. Самой экспертизой по существу по многим критериям ведомство занимается 12 месяцев. По результатам этой административной процедуры товарный знак признают зарегистрированным (статьи 1477, 1483 ГК) или присылается отказ.
• Далее за саму регистрацию заявленного товарного знака должна быть уплачена еще госпошлина в размере 16 тыс. руб. и по 1 тыс. руб. за каждый класс МКТУ и 2 тыс. руб. за сам бланк свидетельства.
Шансы защитить свой товарный знак в Роспатенте и в пределах российской \ иностранной юрисдикции самостоятельно, безусловно, существуют. Но направление документов через патентного поверенного значительно ускоряет процедуру и сокращает ненужные расходы в крупном размере. Доверьте ведение патентной процедуры профессионалам с гарантией результата.