Регистрация договоров франшизы и концессии
Договор франчайзинга – это юридически обязывающий договор между сторонами, желающими участвовать во франчайзинговом сотрудничестве. В частности, соглашение о франшизе представляет собой лицензионное соглашение, в котором Сторона А (правообладатель) предоставляет Стороне Б (франчайзи) законное разрешение на использование интеллектуальной собственности, систем и бренда Стороны А в обмен на согласованный набор сборов.
Преимущества франчайзинга
Независимо от области, места или репутации бренда, товарного знака, с которым ведется бизнес, система должна обеспечивать оптимальные стартовые условия как для франчайзи, так и для франчайзеров. Среди основных преимуществ такой концепции:
● меньший первоначальный капитал;
● быстрые темпы роста;
● минимальный риск потерь;
● наличие необходимых инструментов для активного развития.
Одним из самых больших преимуществ франшизы и концессии для предпринимателей является меньший первоначальный капитал. Затраты на создание франчайзингового филиала в некоторых случаях частично покрываются франчайзером.
Еще одним плюсом этой бизнес-концепции является возможность быстрого финансового расширения, а также меньший риск потерь.
Достоинством является тот факт, что покупатель получает всестороннее ноу-хау. Франчайзер научит всему необходимому. Это поможет легко найти клиентов. В распоряжении будут готовые мощные маркетинговые инструменты.
Ключевые особенности документов
Договор должен быть заключен до передачи прав на использование товарного знака и других элементов бренда. В документации, в соответствие с Налоговым кодексом, указываются территории, на которые распространяется влияние франчайзи. Важным элементом оформления является наличие реквизитов, адресов обеих сторон.
Обязательно должен быть прописан комплекс данных, которые получает франчайзи. К таким относится, например, момент, когда правообладатель обязан предоставить сведения о производстве.
Договор должен содержать инструкции по работе. Они могут быть размещены в приложении. Также указывается порядок разрешения претензий, обязательства, которые несут обе стороны, и штрафы, претензии в случае нарушения правил. Также могут быть прописаны и иные дополнительные условия настоящих отношений:
● порядок ведения расходов;
● основания прекращения деятельности;
● нормы продаж в некоторых отраслях;
● случаи, когда договор может считаться расторгнутым;
● защита информации;
● порядок оказания услуг.
Открыть фирменное производство по франшизе по закону можно, если оба участника сделки подписали договор. На практике проблем с этим не возникает. После подписания документы необходимо регистрировать.
Варианты оформления документации
Договоры франшизы, ДКК либо субконцессии содержат в себе определение широкого спектра вопросов. Особенности предоставления компанией информации также могут отличаться. Таким образом, документация имеет значительный объем. Чтобы избежать оформления аналогичных бумаг, часто стремятся создать один, пусть и большого размера, договор, в котором будут прописаны все связанные с объектом заключения условия.
Не существует определенной формы. Будет ли это один договор или несколько не имеет значения. Однако в любом случае все определяющие документы должны быть переданы в соответствующие органы.
Условия договора
Юрист учитывает все нюансы сделки. Документация такого характера относится к категории предпринимательских договоров. В тексте обязательно должны быть прописаны:
● предмет: передаваемые в пользование объекты интеллектуальной собственности;
● объем данных;
● сфера использования полученных сведения;
● порядок выплат платежей и вознаграждений: паушального взноса, роялти;
● согласие на соблюдение производственных стандартов.
В качестве условий могут вноситься в коммерческий договор территориальные особенности, вопросы ценообразования. Срок действия документа может быть как срочным, так и бессрочным. По желанию сторон вносится порядок разрешения споров.
На юридическое лицо, которое передает право на управление бизнесом возлагается обязанность предварительной регистрации в Роспатенте.
Права и обязанности
В соглашении обязательно прописываются права и обязанности сторон. При их несоблюдении правообладатель и пользователь вправе запросить расторжение договора или же обратиться в суд.
Основные права и обязанности франчайзера:
● требовать своевременную оплату в соответствие с соглашением;
● в полном объеме, которые указан в документации, передать объекты интеллектуальной собственности;
● передать в пользование существенные положения о менеджменте, документообороте, товарах и финансах организации;
● оказывать консультативные услуги;
● передать список партнеров и поставщиков;
● зарегистрировать договор.
В федеральном законодательстве РФ также прописаны права и обязанности франчайзи, например:
● не разглашать производственные секреты;
● вовремя вносить роялти;
● в установленные сроки оплатить исключительные права на пользование товаром.
Регистрация в Роспатенте
Обязанность по оформлению договора лежит на правообладателе. Тем не менее по договоренности сторон зарегистрировать франшизу или концессию может и франчайзи. Процедура проходит после подписания договора. После оформления документа он передается в Роспатент. Кроме это в вышестоящую организацию подаются следующие сведения:
● заявление;
● квитанция об оплате государственной пошлины;
● незаверенная копия договора.
ГК России ст. 185 предусматриваем возможность оформления документации и заключения сделки третьим лицом. Это становится возможным, если ранее была зарегистрирована доверенность установленного образца. Стоит учитывать, что в этом случае ответственность и другие обязательства по осуществлению деятельности по-прежнему остаются за франчайзи.
Налоговые выплаты
До 2008 года участники сделки должны были обратиться в налоговую службу. Однако это требованием вскоре отменили. В договоре указано, что франчайзи обязуется оплачивать средства в виде роялти и других взносов. Эти суммы облагаются налогом. Учет, порядок внесения, штрафы зависят от системы налогообложения, которую использует франчайзер.