Как запатентовать бренд в России

При выборе товаров потребитель зачастую ориентируется на знакомую упаковку, название фирмы-производителя, запомнившийся рекламный слоган, связанный с этим товаром или изготовителем, т.е. на все, что подчеркивает индивидуальность продукции. А если конкурент начал выпускать идентичные изделия в упаковке, оформленной в тех же цветах и с созвучным вашемуназванием, но с более низкой ценой? Потребитель готов платить за созданный вашей компанией образ товара, легко в этой ситуации совершить ошибку и приобрести продукт другого производителя.

Если не успели запатентовать свой бренд, им могут воспользоваться конкурирующие фирмы, или того хуже, запатентовать ваш зарекомендовавший качество товара бренд для своей компании.

Какие шаги предпринять для защиты своей продукции от посягательств конкурентов, как запатентовать бренд, читайте в этой статье.

Нужна консультация?

Что такое «бренд»?

Слово «brand» переводится с английского как знак, клеймо. Бренд – это товарный знак компании, его интеллектуальная собственность. Это то, что выделяет ваш товар или услугу от других. В бренд могут входить:

· название предприятия и (или) товара, аббревиатура, слоган – словесные знаки;

· логотип, шрифт, этикетки, упаковки, выдуманные персонажи, фирменные цвета – графические знаки;

· комбинированные – совмещенные словесные и графические знаки.

Название компании будет одно, названий товара, как и логотипов, может быть столько, сколько видов продукции фирма выпускает. «Запатентовать бренд» - словосочетание с юридической точки зрения не правильное. Запатентовать можно изобретение, техническое решение или промышленный образец.Когда речь идет про бренд, торговый знак, правильнее говорить об их регистрации. Но почти везде говорят о патенте торгового знака, пусть и у нас иногда будет присутствовать это словосочетание. Не получится зарегистрировать весь бренд, а только его отдельные составляющие. В РФ регистрируют только товарный знак. Если речь идет о регистрации товарной марки, то необходимо обратиться в ту страну, где собираетесь продвигать свой бренд, получить зарубежный патент на бренд, который будет действовать только на территории ой страны, где выдан.


Для чего нужно запатентовать свой бренд?

Когда компания регистрирует свое название, логотип, то получает исключительные права на них, значит, сможет защитить свою интеллектуальную собственность, свой знак товара. Теперь никто другой не имеет права воспользоваться уже запатентованным названием, не сможет повесить вывеску на магазин. Никто не имеет права воспользоваться зарегистрированным логотипом. Любой, кто без официального разрешения правообладателяиспользует чужой бренддля продвижения своего товара, нарушает законодательство страны и может быть привлечен к ответственности. Все претензии решаются в судебном порядке. Суд может взыскать с конкурента, использующего чужой бренд, компенсацию в пользу правообладателя товарного знака, штраф до 5 миллионов. Суд может запретить его деятельность, потребовать уничтожить или изъять и продать на маркетплейсах нелегальную продукцию, принять решение снять вывеску с названием компании.

Только при зарегистрированном товарном знаке возможно открытие франшизы. Для увеличения товарооборота можно выводить свою продукцию на большие маркетплейсы, торгующие онлайн-площадки в сети Интернет. В формате онлайн можно расширить зону охвата клиентов, торговать в масштабах страны.
Можно ли бренд зарегистрировать общей заявкой?

В целях экономической выгодыможно регистрировать логотип и название одной заявкой, объединив их в один комбинированный знак. Не придется платить дважды и экономится время на составлении документов.

Но если кто-то решит воспользоваться частичкой комбинированного знака, то предъявлять к нему претензии не получится. Законом защищается знак в полном его объеме, частично использовать его составляющиеся можно, если даже это название фирмы, заключенное в товарный знак.

Каждая ситуация индивидуальная, не будет лишним посоветоваться с квалифицированным юристом.

Кто может запатентовать бренд?

Зарегистрировать свой товарный знак может любое юридическое лицо, зарегистрированное в ЕГРЮЛ, вне зависимости от масштабов производства и количества персонала, занятого в компании. Индивидуальный предприниматель тоже имеет право заявиться и запатентовать свой бренд. От имени ЮЛ или ИП с заявлением может обратиться патентный поверенный или представитель, кому переданы полномочия официально представлять фирму.

От физических лиц, даже оформившихся в качестве самозанятых, возможна подача заявления на регистрацию логотипа или названия. В законодательстве РФ это предусмотрено.

Что нужно сделать для получения патента на бренд?


Регистрация товарного знака – процесс не быстрый, много сложных моментов, тут сложно будет обойтись без помощи специалиста патентной службы, юриста. В любом деле для того, чтобы избежать ошибки и создать новые проблемы, необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Для того чтобы правильно подготовиться и успешно завершить регистрацию своего бренда, нужно пройти несколько этапов.

1) Название

Нужно придумать название предприятия, если его нет. Оно должно быть коротким, обладать различительной способностью, не иметь общепринятого значения. Кроме этого не примут название на регистрацию, если оно вводит в заблуждение потребителей. Например, ИП решил назвать свой магазин «Все для животных». Но заявил, что будут продаваться товары для спорта и косметика для людей. Если название будет иметь в своем составе указание на один вид товара, например, «Телевизор», это слово будет признано обозначением, вошедшим во всеобщее употребление, которое нельзя использовать в качестве названия компании.

2) Логотип

Нужно придумать логотип своей компании, это уникальный товарный знак или знак обслуживания. Он не должен содержать элементов государственной символики, запрещенных изображений (например, скрытый порнографический или экстремистский смысл). Не должен быть тождественен или иметь сходство с уже имеющимися брендами. Не должен содержать изображений объектов культурного наследия, в том числе памятников истории и природы.

3) Решение

После того, как придуманы уникальные названия и логотип, надо принять решение, как будет происходить процедура. Будет ли это общий комбинированный товарный знак и один пакет документов, или будет предпринята попытка запатентовать название и логотип по отдельности.

4) Проверка на уникальность

В России зарегистрированы более 500 тыс товарных знаков. Роспатент проверит по своей базе, нет ли идентичных брендов, зарегистрированных ранее. При обнаружении тождественности, проверяет, на сколько уникален предлагаемый вариант.

Проверить свою идею можно заранее, обратившись к специалистам патентного бюро. Патентный поверенный может провести проверку в электронной базе Роспатента бесплатно. Если найдет совпадения, поможет их устранить, изменить. Можно проверить через ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности), там тоже есть реестр зарегистрированных товарных знаков. Самостоятельно можно проверить на платных сервисах, но есть риск что-то упустить, не учесть все тонкости. Лучше сначала удостовериться, что знак свободный, иначе Роспатент, если выявит плагиат по слову или картинке, весь собранный пакет документов отклонит. Результат будет нулевой, придется все начинать сначала.

5) Сбор пакета документов и подача заявления в Роспатент

После того, как станет понятно, насколько торговый знак уникален, можно собрать пакет документов. Он включает:

- заявление в Роспатент (с указанием заявителя, адреса);

- заявляемое обозначение (изображение);

- перечень услуг, товаров, на которые будет распространяться товарный знак (нужно выбирать из МКТУ в соответствии с классификацией своей уставной деятельности);

- описание заявляемого обозначения (проекта логотипа или названия).

Правильно оформить документы помогут юристы или специалисты по патентам.

Следует оплатить госпошлину. Сегодня установлены пошлины за подачу заявления, за экспертизы, дополнительно за каждый класс товаров и услуг, за регистрацию товарного знака. Размеры пошлин, порядок и сроки их уплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации и регулируются Положением о патентных и иных пошлинах.

Добавив документы об уплате госпошлины к пакету документов можно отправить заявку в Роспатент. Есть несколько способов.

1) Направить пакет документов заказным письмом Почтой России. Почтовый адрес: 125993, Российская Федерация, Москва, Г-59, ГСП-3, Бережковская наб., д. 30, корп. 1.

2) В целях ускорения процесса можно направить документы по факсу: +7 (495) 531-63-18. Но в такой ситуации все равно следует оригиналы документов предоставить в Роспатент в течение 30 дней с момента подачи факсом.

3) Можно воспользоваться личным кабинетом предприятия на портале Госуслуги, направить сканы документов в Роспатент, подтвердив документы электронно-цифровой подписью.

4) Оформить заявление на сайте ФИПС www.fips.ru, тоже потребуется электронно-цифровая подпись для подтверждения достоверности заявления и приложений, их подписания.

6) Экспертиза по существу

Остается ждать, когда эксперты Роспатента проведут экспертизу, соответствует требованиям и не нарушает ли законодательство РФ предоставленный товарный знак. Проверят, не нарушаются ли права компаний, ИП, ранее зарегистрировавших свой бренд. Данная процедура может длиться до 1 года.

7) Решение Роспатента

По окончании экспертизы Роспатент выдает решение о государственной регистрации товарного знака, если не выявлено никаких нарушений, или отказывает с указанием причины.

Если в один и тот же период поступают заявления со схожими товарными знаками на регистрацию, действует право первоочередности по дате подачи документов. Кто подал позднее, вернее всего получит отказ.


Какой срок действия патента на бренд?


Права на торговый знак выдается сроком до 10 лет. Срок отсчитывается с момента подачи заявления, не с момента выдачи документа о регистрации. В последний год действия необходимо снова подать заявление и собранный пакет документов на продление действия патента. Если по какой-то причине пропущен срок подачи, можно обратиться в Роспатент с заявлением об отсрочке на шесть месяцев, в течение которых можно успеть собрать все необходимые документы.

Бренд зарегистрирован, теперь он должен работать. В случае бездействия бренда, если не оказываются услуги, не производится товар в течение трех лет, Роспатент может отозвать свидетельство о государственной регистрации товарного знака. Конкуренты смогут заявиться с этим товарным знаком на регистрацию. Если смогут доказать, что бренд не используется, смогут получить свидетельство на него.

Сколько стоит получение зарегистрировать свой товарный знак?

Этот вопрос интересует каждого, кто только собирается заняться собственным брендом и его регистрацией для продвижения товара. В общую стоимость войдут расходы:

· оплата государственных пошлин;

· оплата услуг юристов.

Сложно поверить, что кто-то имеет большой личный опыт по регистрации собственного бренда, умеет самостоятельно готовить материалы, документы, знает все способы защиты словесного или графического товарного знака. Без услуг специалиста по патентам, юриста не обходятся даже владельцы крупных предприятий, ООО, фабрик и заводов. Тем более представители малого бизнеса. Он проведет консультацию, даст инструкцию по поэтапным действиям для получения свидетельства.

Что делать, если заявку на бренд отклонили?

Прошел почти год с подачи заявления, но Роспатент после экспертизы по существу выдает отказ в регистрации товарного знака.

Заявитель может доработать свое заявляемое обозначение, если оно признано не уникальным. Есть возможность проверить, чей бренд оказался идентичным, если этот ранее зарегистрированный логотип не используется более трех лет, попытаться доказать этот факт с целью аннулирования ранее выданного, но неиспользуемого знака. Можно попробовать связаться с правообладателем, чей бренд был схожий. Если он даст письменное согласие на регистрацию нового бренда, нужно подать заявление снова. В противном случае использование данного бренда будет считаться незаконным.

Если в Роспатенте выявили, что бренд не соответствует выполняемым услугам или виду товаров по классам МКТУ, можно попытаться их изменить в рамках видов уставной деятельности. Если классы МКТУ не совпадают, то Роспатент может зарегистрировать товарный знак.



Обязательно ли регистрировать бренд?

Учредитель предприятия, собственник бизнеса, ИП имеет право регистрировать название, логотип или их сочетание, но это не является его обязанностью.

Каждый решает сам, регистрировать или нет. Но защита бренда возможна только при получении документа о государственной регистрации товарного знака.