Перед тем, как провести регистрацию товарного знака или названия, ФИПСом осуществляется экспертиза, в ходе которой могут отыскаться основания для отказа. Специалистами проверяется наличие различительной способности, похожесть «до степени смешения» с ранее зарегистрированными. Каждый эксперт использует свои подходы и аргументы в работе.
Полный список оснований для отказа в проведении регистрации можно посмотреть в статье 1483 ГК РФ. Если регистратор не имеет специальных знаний, то ему будет непросто разобраться в ограничениях. Рассмотрим самые очевидные случаи.
К ним относится:
- отсутствие различительной способности. То есть у товарного знака будут выявлены общеупотребительные значения, обозначения с общепринятыми символами или терминами, обозначения, в которых могут наблюдаться свойства продукции или обозначения, которые указывают на форму товаров;
- содержание сочетания букв без графических вставок или словесных выражений. Но в случаях, когда у буквенных сочетаний будет наблюдаться графическая манера или формирование оригинальной композиции, они смогут претендовать на охрану. К примеру, к таким знакам относятся многие известные телеканалы;
- нельзя зарегистрировать в качестве ТЗ общее название товаров. К примеру, вывеска магазина овощей и простым названием "Овощи" не будет считаться патентоспособным знаком;
- использование символики, которая была принята на официальных основаниях. Например, строго запрещается использование флагов и логотипов международных организаций;
- логотипы, которые искажают действительность или могут вести в заблуждение. К примеру, запрещено будет использовать обозначение «хлеб» в сухариках. Или «вареный картофель» в отношении чипсов;
- противоречия интересам общественности или нарушения гуманных и моральных принципов. К примеру, если назвать алкогольную продукцию «Прохоровским полем», это может оскорбить чувства патриотов или вызвать отрицательные ассоциации, он не подлежит регистрации;
- напоминание элементов ценных объектов культурного наследия или ценностей. К примеру, запрещено использовать изображения городов, известных людей, памятников и пр.
Также эксперты будут проверять схожесть с ранее зарегистрированными обозначениями. Логотип должен быть уникальным. В большинстве случаев патентными поверенными заранее проводится проверка возможности исполнения регистрации товарных знакомых в базах открытого и закрытого типа.
Чем больше баз будет охвачено предварительной проверкой, тем больше уверенности в том, что пользователь увидит максимальное число знаков, которые потенциально может обнаружить экспертиза и посчитать как основание для отказа. Но важно учитывать, что такие самостоятельные проверки в сети не дают никаких гарантий.
Примерно половина людей из всего количества заявителей получает отказы. Однако важно знать, что отказы не являются окончательными. Это всегда лишь оценочное суждение от каждого конкретного эксперта.
Чаще всего юристы, квалифицирующиеся на интеллектуальных правах, знают способы, как переубедить представителей Роспатент и преодолеть отказ в соответствии с законом. Они используют целый ряд правил, чтобы в конечном итоге процедура прошла успешно.