Как зарегистрировать торговую марку в России

Торговая марка является визитной карточкой бизнеса. Уникальное название и логотип позволяет выделиться среди конкурентов. Бренд вызывает позитивные ассоциации с товарами или услугами компании. Он хорошо запоминается клиентам, что помогает в продвижении бизнеса. Для защиты торговой марки нужно пройти регистрацию, чтобы ее не могли скопировать конкуренты. По закону эксклюзивное право использования бренда получает тот, кто первым его зарегистрирует. Как это сделать, читайте в нашей статье.

Нужна консультация?
Польза регистрации бренда

Регистрация обеспечивает защиту товарного знака от недобросовестной конкуренции. Процедура создает основание для защиты деловой репутации. Если торговая марка была зарегистрирована, то получатель свидетельства имеет право подавать в суд за несанкционированное использование.

Право владения брендом есть у производителей товаров, у владельцев магазинов и организаций, которые оказывают услуги. Следует оформить патент как можно раньше для успешного развития компании.

Для чего нужна регистрация торговой марки:

  • внесение бренда в государственный реестр;
  • возможность избежать копирования торгового знака;
  • защита деловой репутации на правовом уровне;
  • право заключать лицензионные договоры;
  • возможность совершать переуступку прав на бренд.
Владельцам бизнеса доступна не только регистрация товарного знака. Закон позволяет оформить эксклюзивные права на логотипы, фирменные наименования товаров, промышленные образцы продукции и другие объекты. Получатель патента имеет возможность привлекать нарушителей к административной ответственности за копирование идей.

Как защитить бренд


Чтобы зарегистрировать торговую марку в России, следует подать заявку в Федеральный институт промышленной собственности, который является одним из учреждений Роспатента. Центральный офис ФИПС расположен в Москве, а в Санкт-Петербурге и Новосибирске работают региональные отделения.

Выдавать свидетельства о регистрации товарных знаков имеет право только ФИПС. Документы от имени других организаций являются недействительными. Обращаться в ФИПС могут юридические лица или индивидуальные предприниматели. Эта организация принимает документы напрямую от заявителей и работает с посредниками по доверенности.

Если организации принадлежит несколько торговых марок, каждую из них следует регистрировать отдельно. Подать заявку на регистрацию можно разными способами:

  • по электронной почте;
  • лично в отделении ФИПС;
  • через представителя;
  • на сайте Роспатента;
  • в личном кабинете на сервисе «Госуслуги»;
  • даже с помощью факса;

Подача заявки

Для дистанционной подачи заявки требуется заверить документы электронной подписью, которая оформлена на имя руководителя организации. Чтобы не тратить время на регистрацию торговой марки, можно делегировать задачу юристам или патентным поверенным. Специалисты проверяют уникальность бренда, помогают собрать пакет документов и подать заявление в регистрационный орган. Юридическое сопровождение помогает пройти регистрацию кратчайшим путем.

Регистрация торговой марки: пошаговая инструкция

Процедура регистрации товарного знака подробно описана в статьях 1492 - 1507 ГК РФ. По закону можно зарегистрировать название и графический элемент (логотип) отдельно, но использовать их как комбинированный бренд. Прежде чем подавать заявление, следует описать и утвердить идею в рамках организации.

Регистрация бренда проводится за несколько шагов:

1. Разработка нового товарного знака.

2. Описание названия или логотипа.

3. Подача документов на регистрацию.

4. Оплата государственной пошлины.

5. Экспертиза торговой марки.

6. Внесение бренда в единый реестр.

7. Выдача регистрационного свидетельства.

Свидетельство о регистрации действует 10 лет. Срок его действия считается с даты подачи заявки в ФИПС. После окончания срока можно продлить право на использование торговой марки. Новое свидетельство также будет выдано на 10 лет. Рассмотрим подробнее каждый из этапов процесса.

Предварительная проверка


Регистрация нового товарного знака включает обязательную проверку на оригинальность. Прежде чем подавать заявку в Роспатент, важно провести самостоятельную экспертизу идеи. Это поможет сэкономить деньги, если она окажется не оригинальной. Для проверки нужно отправить запрос в реестр. Можно сделать это самостоятельно через интернет или делегировать задачу патентному поверенному.

Заявка будет одобрена в том случае, если в реестре нет товарных знаков, похожих на заявленный концепт до степени смешения. При положительном ответе новая торговая марка будет добавлена в государственный реестр. Только так можно стать обладателем права на владение брендом.

Название и логотип должны быть актуальны для выбранной ниши рынка. Единоличное право на их использование распространяется только на указанную сферу деятельности. Например, если вы продаете одежду, аналогичное название сможет зарегистрировать компания, которая производит стройматериалы. Разрешение будет получено, потому что заявитель не является вашим прямым конкурентом.

Оплата госпошлины

Регистрация торговой марки является платной услугой. Государство взимает пошлину в несколько этапов. Итоговая цена процедуры складывается из 5 частей. Оплатить обслуживание проще всего переводом на портале «Госуслуги» (на сайте или в мобильном приложении).

Рассмотрим, за что Роспатент требует деньги:

  • оплата за подачу заявки;
  • стоимость экспертизы предложенного проекта;
  • оплата за внесение товарного знака в реестр;
  • цена выдачи регистрационного свидетельства;
  • стоимость корректуры при ошибках в документах.
Регистрация заявки в Роспатент стоит от 3 500 руб. Если количество категорий МКТУ, для которых будет использоваться товарный знак, свыше 5, за каждую дополнительную категорию потребуется оплатить 1 000 руб.

Экспертиза предложенной идеи стоит 11 500 руб. за 1 класс МКТУ. Сумма пошлины увеличивается на 2 500 руб. за каждый объект (при наличии двух и более категорий).

Регистрация уникальной торговой марки стоит 16 000 руб. Если количество классов МКТУ больше 5, за каждый дополнительный класс придется заплатить 1 000 руб.

Последняя государственная пошлина за выдачу свидетельства составляет 2 тыс. руб.

Если в представленных документах обнаружены ошибки, заявитель может заплатить за внесение изменений. Цена услуги составляет 4 900 руб. Придется ли платить за корректуру, будет известно после рассмотрения заявки.

Важно!

Итоговую сумму к оплате можно уменьшить. При подаче заявления на регистрацию в электронном виде вы сможете сэкономить. В этом случае действует скидка на госпошлину в размере 30%.

Подготовка заявления

Заявление на регистрацию товарного знака должно содержать:

  • наименование и адрес уполномоченного органа;
  • название компании или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • полные реквизиты заявителя, включая ИНН, КПП, ОГРН или ОГРНИП;
  • для компаний: форму собственности (ООО, ОАО и т.д.);
  • описание, назначение, характеристики логотипа или названия;
  • данные из квитанции об оплате госпошлины;
  • актуальный почтовый адрес для деловой переписки;
  • код страны (Россия) по стандарту ВОИС st. 3;
  • дату обращения и подпись заявителя.
Если оформлением занимается патентный поверенный или юрист, в тексте должны быть указаны его паспортные данные. К заявлению необходимо приложить доверенность на имя представителя компании. Выданная доверенность должна быть официально заверена у нотариуса.

При заполнении документа необходимо быть внимательным. Ошибки в тексте служат основанием для отказа в регистрации. Пустой шаблон для заполнения бланка можно скачать на сайте ФИПС и на портале «Госуслуги». Перед отправкой формы нужно проверить указанную информацию, если вы хотите не тратить время на правки и заполнять заявление несколько раз.

Сбор пакета документов

Список документов для регистрации товарного знака указан в статье 1492 ГК РФ. Требования к содержанию бланков и порядок их получения описан в Приказе № 482 Минэкономразвития.

К заявлению должны быть приложены соответствующие документы:

  • заявление на регистрацию бренда;
  • пример или фотографию товарного знака;
  • словесное описание причин выбора названия или логотипа;
  • изображение товарного знака в формате jpg;
  • подробную характеристику выбранного варианта;
  • результаты экспертизы уникальности товарного знака;
  • перечень товаров и услуг, на которые он будет распространяться;
  • квитанцию об оплате госпошлины или выписку со счета.
Все документы должны быть оформлены на русском языке. Если любой из бланков составлен на иностранном языке, требуется приложить копию на русском. Список товаров и услуг должен быть заполнен в соответствии с МКТУ (международной классификацией). Подобрать нужные категории могут помочь юристы.

Сотрудники Роспатента имеют право запросить дополнительные документы на основании ст. 1497 ГК РФ. Это возможно, если ранее поданных сведений будет недостаточно для решения о выдаче свидетельства. Чтобы избежать проблем, следует проверить пакет документов перед отправкой.

Экспертиза документов

Сотрудники Роспатента проверяют всю информацию по заявке и проводят экспертизу документов. Главные этапы и необходимые условия для рассмотрения запроса:

  • Оценка правильности заполнения бланков. Проверка данных на соответствие требованиям законодательства. Процесс занимает 1 месяц с момента отправки запроса.
  • Проверка материала на уникальность. Оценка соблюдения требований нормативных актов. Срок экспертизы: от 9 месяцев.
Если комиссия не найдет препятствий для регистрации товарного знака, начнется этап ожидания свидетельства. Документ с уникальным номером будет выдан в течение 1 месяца. На практике от подачи заявления до получения свидетельства на руки проходит от 7-8 до 13 месяцев.

Получение свидетельства

Готовое свидетельство можно получить в отделении ФИПС. Среднее время ожидания в очереди не превышает 15 минут. Чтобы получить бланк на руки, понадобится предъявить паспорт. Когда за документом приезжает посредник, он должен предъявить нотариально заверенную доверенность.

Можно обойтись без личного визита в офис и заказать отправку бланка по почте. Документ будет отправлен заказным письмом по адресу заявителя. Пересылка выполняется бесплатно. Доставка заказного письма по России занимает от 2 до 6 дней. Узнать точное время можно на сайте Почты России.

Ограничения на регистрацию

Предложенный проект не пройдет экспертизу, если заявитель решит выбрать недопустимые слова для регистрации. Сотрудники Роспатента откажут в выдаче свидетельства, если товарный знак не свободен. Отказ с большой вероятностью будет получен, когда в названии есть:

  • термины с общепринятым значением;
  • названия конкретных продуктов;
  • указание на качество товара (например, «самый лучший»);
  • недопустимые символы.
Названия из области географии могут быть частью торговой марки. Но название бренда должно содержать в том числе другие слова, делающие его уникальным. Обозначение локации по закону не регистрируется. Поэтому правовая защита не распространяется на географические места как часть названия.

Выводы

Регистрацией товарных знаков занимается ФИПС, это одно из подразделений Роспатента. Чтобы получить свидетельство с первой попытки и сэкономить деньги, стоит обратиться к специалистам. У патентных поверенных есть большой опыт в сфере регистрации торговых марок. Они понимают, на основе каких критериев заявления принимаются или отклоняются. Эксперты помогут оценить предложенную идею и заполнить документы, чтобы регистрация прошла успешно.

На регистрацию товарного знака уходит минимум 30 000 руб. Процедура занимает до 13 месяцев. Если фирма работает с посредниками, к госпошлине прибавляется компенсация за оказываемые услуги. Но в результате вложенные средства окупаются. Дополнительный доход, который можно получить за счет права собственности на бренд, исчисляется в млн. руб.

На основании свидетельства можно подавать в суд на конкурентов, которые копируют бренд без согласия правообладателя. Регистрация не позволит другим предприятиям использовать похожие названия и лого. Владелец бренда может получать доход за счет продажи исключительного права на применение. Тогда партнеры будут обязаны поделиться прибылью от продажи брендированной продукции, которую они производят.