Контрафактные, фальсифицированные товары и их отличия

Согласно действующим нормам ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Таким образом, к «контрафакту» можно отнести любой товар, изготовленный с нарушением чужих интеллектуальных прав. Так, очевидным контрафактом является нанесение на товар чужого, ранее известного на рынке товарного знака или наименования фирмы-производителя.

То есть основным признаком для отнесения товара к контрафакту является нарушение чужих интеллектуальных прав в результате создания такого товара, а не его качество. Также следует отметить, что контрафактной признается продукция без маркировки, предусмотренной законом.

Нужна консультация?
При этом следует отметить, что отнесение товара к контрафактному, не всегда свидетельствует о его низком качестве. Таким образом, контрафактным является продукт, скопированный либо подделанный, за основу которого чаще всего берется известный бренд.

Под фальсификацией понимаются материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Для производства фальсифицированных товаров производитель использует материалы худшего качества и сокращает количество технологических операций, в результате чего снижается стоимость товара. Результатом таких действий является изменение свойств и качества готовой продукции.

Для признания товара фальсифицированным необходимо установить факт нарушения процесса его изготовления, в том числе использование иных (не указанных в составе) компонентов. Следовательно, фальсифицированный товар изготовлен с нарушением технологии производства и/или не использование акцизов, в тех случаях, когда они необходимы.

Таким образом, фальсифированным является продукт, у которого производитель неверно указывает или скрывает его свойства. То есть он продается путем обмана покупателя, введения его в заблуждение относительно качества товара.

Исходя из анализа понятий «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция, следует, что контрафактная продукция всегда одновременно является и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не быть контрафактной.

Виды контрафактной продукции

Одной из основных экономических проблем любого государства являются убытки от продаж контрафактных товаров на его рынках. Несмотря на существование большого количества контрафактных товаров, их можно разделить на следующие виды:

  • Контрафактные товары с использованием фирменного наименования или товарного знака, очень похожего на обозначение какой-либо из «раскрученных» марок. При таком виде контрафактной продукции, как правило, в названии известной марки на этикетке меняются 1-2 буквы (к примеру, Salamandder вместо Salamander), в результате чего многие не обращают на это внимания и покупают контрафакт, полагая, что становятся обладателями фирменной вещи.
  • Контрафактные товары с использованием чужого логотипа без внесения в него изменений одновременно с копированием внешних черт товара. Контрафактная продукция в такой форме встречается реже, чем предыдущий, поскольку факт правонарушения в данном случае налицо, а значит, и привлечь к ответственности распространителя гораздо проще.
  • «Пиратские» контрафактные товары, а именно продажа копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя. В эту группу контрафактных товаров можно отнести и безвозмездный контрафакт — распространение таких произведений в сети Интернет.
  • Применение контрафактных товаров (изобретений, компьютерных программ и т.д.), права на которые зарегистрированы на других лиц.

Все эти виды контрафактной продукции объединяет общий признак отсутствие разрешительной документации от владельца интеллектуальной собственности на их использование при реализации товара.
Самыми распространенными примерами контрафактной продукции являются сигареты, алкоголь, косметические средства, галантерейные товары, аудио и видеопродукция.

Наказание за торговлю и изготовление контрафактной продукции, нарушение авторских прав

За вышеуказанные действия с контрафактной продукцией предусмотрено три вида ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Уголовная ответственность.

Распространение нематериальных объектов считается преступлением, если объекты используются без получения согласия автора произведения. Независимо от наличия вины, лицо, осуществляющее торговлю контрафактом, привлекается к ответственности. Все действия по пресечению торговли и уничтожению нелегальной продукции производятся за его счет.
Лицо может быть освобождено от ответственности при наличии доказательств воздействия непреодолимой силы.
Однако, в реальности наличие таких доказательств маловероятно, поэтому отсутствие умысла не освобождает продавца от ответственности и обязанности устранения последствий.
Преступление считается совершенным с момента причинения собственнику убытков незаконным распространением контрафакта.
На основании ст. 146, 147, 180 УК РФ ответственность наступает в случае причинения владельцу ущерба в крупном размере, свыше 100 тыс. рублей.
Незаконное распространение объектов интеллектуальной собственности квалифицируемое по ст. 147 УК РФ, наказывается штрафом до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты за полтора года, обязательными, исправительными, либо принудительными работами или лишением свободы до 2 лет.

Распространение контрафакта в особо крупном размере на сумму более 1 миллиона рублей, наказываются принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом или без такового в размере до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 3 года.

Гражданско-правовая ответственность. Согласно ст. 1253 ГК РФ происходит изъятие контрафакта из оборота.
Изъятая продукция подлежит утилизации за счет распространителя. Владелец интеллектуальной собственности имеет право подать в суд на возмещение причиненных убытков. Точная сумма устанавливается в судебном процессе.
В соответствии со ст. 1253 ГК РФ, если права интеллектуальной собственности нарушались систематически, прокурор может выставить суду требование о ликвидации виновного юридического лица или о прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Административная ответственность. На основании ст. 7.12., 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях.

Если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

Все указанные действия влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  • на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
На основании п. 2 ст. 7.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству влечет наложение административного штрафа:
  • На граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • На должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • На юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.