Понятие секрета производства (ноу – хау)

Определение сути коммерческой тайны

На основании ст. 1465 ГК РФ к секретам производства или же к ноу-хау относятся сведения любого характера. Такими сведениями могут быть следующие: производственные, технические, экономические, организационные и любые другие о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности.

Причем согласно ст. 1465 ГК РФ основным свойством ноу-хау является его действительная или потенциальная коммерческая ценность вследствие неизвестности их третьим лицам. При условии, что к секретам производства (ноу-хау) нет свободного доступа у третьих лиц на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Необходимо также учитывать, что в ст. 1465 ГК РФ приведен перечень случаев, в которых информация не может рассматриваться в качестве предмета права на секрет производства (ноу-хау):

- Если такие сведения исключены из гражданского оборота, например – установлен режим государственной, служебной, профессиональной или иной тайны, либо предусмотрена юридическая ответственность за ее создание, сбор и распространение;

- Если действующее нормы права устанавливают запрет на засекречивание или ограничение доступа к таким сведениям.

Нужна консультация?

Что относится к секретам производства

Секреты производства (ноу-хау) имеют двойственную сущность, которая может быть выражена в двух формах: материальной и нематериальной.

Материальная форма ноу-хау выражается в любых документах, чертежах, фотографиях, компьютерных программах, то есть на любых материальных носителях. Например, материальной формой ноу-хау может быть: описание технологических процессов производства, перечень и количество ингредиентов в сборниках рецептур ресторанов, перечень и количество материалов в конфекционных картах для производства текстильных изделий, чертежи машин и механизмов, перечень номеров красок, используемых в полиграфических изделиях.

Нематериальная же форма выражения ноу-хау выражается в знаниях и умениях персонала, передаваемых устно. Например: при обсуждениях, консультациях, устранении ошибок специалистами компании, обладающими знаниями о коммерческих секретах (ноу-хау).

Таким образом, квалифицированный персонал компании является носителем ноу-хау в его нематериальной форме выражения.
Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание при выстраивании мер по сохранению ноу-хау неизвестным для третьих лиц, для сохранения его режима коммерческой тайны.

В специальной литературе выделяют следующий перечень сведений, составляющих секрет производства как в нематериальной, так и в материальной форме выражения:
  • Сведения о результатах научных исследований;
  • Техническая и технологическая документация;
  • Результаты опытов и испытаний;
  • Методики;
  • Материалы исследования применяемых технологий и технологических процессов;
  • Прогнозируемые оценки рыночной конъюнктуры;
  • Тенденции развития техники и технологий;
  • Сведения о поставщиках и покупателях;
  • Информация об условиях и ценах по договорам, которые заключаются или о заключении которых ведутся переговоры.

Необходимо отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, и в него могут входить и иные сведения.
Таким образом, к секретам производства (ноу-хау) может быть отнесена любая информация (сведения), которые обладают действительной или потенциальной коммерческой ценностью вследствие неизвестности их третьим лицам.
Но обязательным условием отнесения данной информации к ноу-хау является отсутствие доступа к ней на законном основании у третьих лиц, ввиду принятия обладателем таких сведений разумных мер для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.