Секреты производства (ноу-хау) имеют двойственную сущность, которая может быть выражена в двух формах: материальной и нематериальной.
Материальная форма ноу-хау выражается в любых документах, чертежах, фотографиях, компьютерных программах, то есть на любых материальных носителях. Например, материальной формой ноу-хау может быть: описание технологических процессов производства, перечень и количество ингредиентов в сборниках рецептур ресторанов, перечень и количество материалов в конфекционных картах для производства текстильных изделий, чертежи машин и механизмов, перечень номеров красок, используемых в полиграфических изделиях.
Нематериальная же форма выражения ноу-хау выражается в знаниях и умениях персонала, передаваемых устно. Например: при обсуждениях, консультациях, устранении ошибок специалистами компании, обладающими знаниями о коммерческих секретах (ноу-хау).
Таким образом, квалифицированный персонал компании является носителем ноу-хау в его нематериальной форме выражения.
Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание при выстраивании мер по сохранению ноу-хау неизвестным для третьих лиц, для сохранения его режима коммерческой тайны.
В специальной литературе выделяют следующий перечень сведений, составляющих секрет производства как в нематериальной, так и в материальной форме выражения:
- Сведения о результатах научных исследований;
- Техническая и технологическая документация;
- Результаты опытов и испытаний;
- Методики;
- Материалы исследования применяемых технологий и технологических процессов;
- Прогнозируемые оценки рыночной конъюнктуры;
- Тенденции развития техники и технологий;
- Сведения о поставщиках и покупателях;
- Информация об условиях и ценах по договорам, которые заключаются или о заключении которых ведутся переговоры.
Необходимо отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, и в него могут входить и иные сведения.
Таким образом, к секретам производства (ноу-хау) может быть отнесена любая информация (сведения), которые обладают действительной или потенциальной коммерческой ценностью вследствие неизвестности их третьим лицам.
Но обязательным условием отнесения данной информации к ноу-хау является отсутствие доступа к ней на законном основании у третьих лиц, ввиду принятия обладателем таких сведений разумных мер для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.